Вопросы формирования экологических ценностей учащихся при обучении биологии

Авторы

  • A. Кырбасов Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-2265-1093
  • К. Жумагулова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-5422-5270
  • Н. Умирзакова Алматинский гуманитарно-экономический университет, Казахстан, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-0434-4137
  • А. Майматаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-4256-0802

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES202584313
        126 20

Аннотация

В статье рассматривается иерархия экологических ценностей и их изменение, актуальность общечеловеческих ценностей в современном обществе. Подчеркивается, что для развития ценностей у учащихся необходимо внести инновации в образовательный процесс. Инновации могут быть связаны с удовлетворением потребностей общества и способствовать самореализации учащихся. Экологическое образование имеет решающее значение для формирования системы экологических ценностей, которые регулируют взаимодействие человека с окружающим миром и обществом. Фундаментальные экологические ценности, такие как «жизнь как высшая ценность», «природа как универсальная ценность», «ценность здоровья и здорового образа жизни», «ценность биологического разнообразия» и другие, передаются учащимся в классе биологии. Стратегические направления государственной политики, направленные на обеспечение устойчивого развития и улучшение естественно-научного образования, лежат в основе разработки методических подходов к формированию экологических ценностей в процессе изучения биологии. Идея глобального экологического образования и приоритеты социально-экономического, гуманитарного и естественно-научного развития общества связаны с этим процессом. Научно-методические исследования в области преподавания биологии уделяют особое внимание формированию экологической культуры, формированию эмоционально-ценностного отношения к природе, формированию экологических ориентиров и научно-методическому обоснованию этих процессов. В статье представлены результаты исследования о мнении учителей школ по формированию экологических ценностей при обучении биологии. В опросе приняло участие 79 учителей. Учителя считают, что в старших классах общеобразовательных школ имеются проблемы, с которыми сталкиваются учителя при определении и формировании экологических принципов.

Ключевые слова:  ценность, экологические ценности,  «человек-общество-биосфера», образовательный процесс.

Биографии авторов

A. Кырбасов, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

Казахский Национальный  педагогический университет им. Абая (Алматы, Казахстан,  e - mail: akjan_91@mail.ru).

К. Жумагулова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

кандидат педагогических наук, и.о. профессора кафедры биологии, Казахский Национальный  педагогический университет им. Абая (Алматы, Казахстан,e-mail: darmik1996)

Н. Умирзакова, Алматинский гуманитарно-экономический университет, Казахстан, Алматы, Казахстан

Доктор философии (PhD), Алматинский гуманитарно-экономический университет (Алматы, Казахстан, e-mail: umirzakova-nagi@mail.ru)

А. Майматаева, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

PhD, заведующий кафедры биологии Казахский Национальный  педагогический университет им. Абая (Алматы, Казахстан, e-mail: maimataeva_asia@mail.ru)

 

Загрузки

Как цитировать

Кырбасов A., Жумагулова K., Умирзакова N. ., & Майматаева A. . (2025). Вопросы формирования экологических ценностей учащихся при обучении биологии. Journal of Educational Sciences, 84(3), 153–165. https://doi.org/10.26577/JES202584313

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин