Подготовка педагогических кадров на английском языке в контексте внедрения трехъязычного обучения в среднем образовании Республики Казахстан. Қазақстан Республикасының орта білім беру жүйесінде үштілді білім беруді енгізу контекстінде педагогикалық...

Авторы

  • A. S. Kambatyrova. Высшая школа образования, Назарбаев Университет
  • L. Iyldyz. Высшая школа образования, Назарбаев Университет

Ключевые слова:

подготовка педагогических кадров трехъязычное образование, английский язык, среднее образование, высшее образование, педагогикалық кадрларды даярлау, үш тілді білім беру, ағылшын тілі, орта білім беру, жоғары білім беру,

Аннотация

В данной статье рассматриваются сложности и текущая практика в области подготовки педагогических кадров на английском языке в вузах Республики Казахстан. В связи с предстоящим масштабным внедрением трехъязычного обучения
в системе среднего образовании назрела острая необходимость в подготовке педагогических кадров, наиболее сложным аспектом которой является подготовка педагогических кадров естественно- математического цикла, осуществляющих преподавание на английском языке. В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы доля педагогов, преподающих предметы естественно- математического цикла на английском языке,
к 2020 году должна увеличиться до 15%. По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, в 2014 году только 0,15% учителей
преподавали предметы естественно- математического цикла на английском языке. На основе данных качественного эмпирического исследования были выявлены основные
сложности в подготовке педагогических кадров на английском языке. Результаты исследования подтверждают необходимость осуществления комплекса мер по улучшению подготовки педагогических кадров в рамках развития трехъязычного образования в секторе среднего образования.

Осы мақалада ҚР жоғары оқу орындарында педагогикалық кадрларды ағылшын тілінде даярлау қиындықтары және ағымдағы тәжірибе қарастырылады. Орта білім беру
жүйесінде үш тілді білім беруді алдағы ауқымды енгізуге байланысты педагогикалық
кадрлады даярлау қажеттілігі туындады. Осы мәселеленің ең қиын аспектісі–жаратылыстану-математика бағытындағы пәндерді ағылшын тілінде оқытатын педагогикалық карларды даярлау. Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың
2011-2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасына сәйкес 2020 жылы жаратылыстану-математика бағытындағы пәндерді ағылшын тілінде беретін мұғалімдердің саны 2020 жылы 15%-ға дейінкөбейеді. Білім және ғылым министрлігінің
мәліметі бойынша 2014 жылы 0,15% ғана мұғалімдер жаратылыстану- математика бағытындағы пәндерді ағылшын тілінде оқытты. Сапалы эмпирикалық зерттеу
деректерінің негізінде педагогикалық кадрларды ағылшын тілінде даярлаудың негізгі қиындықтары айқындалды. Зерттеу нәтижелері орта білім беру жүйесінде үш тілді білім беруді дамыту аясында педагогикалық кадрларды даярлауды жақсартуға бағытталған бірқатар шараларды іске асырудың қажеттілігін растайды.

Библиографические ссылки

1 Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан. – Алматы: Казахский университет международных отношений и мировых языков, 2010. http: www.edu.gov.kz.(дата обращения: 30.06.2015 г.).
2 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева
«Новый Казахстан в новом мире» (Астана, 28 февраля
2007 года). http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu kazakhstana- 28-fevralya-2007-g_1343986887 (дата обращения:30.06.2015 г.).
3 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы// Издание официальное.– Астана, 2010. – 52 с.
4 Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках
в Республике Казахстан». http://online.zakon.kz/
Document/?doc_id=1008034 (дата обращения: 30.06.2015 г.).
5 Конституция Республики Казахстан (30 августа 1995 года).
http://www.constitution.kz/(датаобращения:30.06.2015 г.).
6 Bridges, D., &Sagintayeva, A. Introduction. In D. Bridges (Ed.), Educational reform and internationalisation: The case of school reform in Kazakhstan. – Cambridge: Cambridge University Press, 2014. – pp.xxii-xIii.
7 Kruzhkova, Y., &Fiersova, Y. About realization of the politics of polylingual education implementation in the Republic of
Kazakhstan, 2009.http://www.rusnauka.com/17_APSN_2009/Pedagogica/47819.doc.htm8. (дата обращения:01.07.2015 г.).
8 Smagulova, J. Language policies of kazakhization and their influence on language attitudes and use // The International
Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2008. – №11(3-4). –pp. 440-475.
9 Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. http://
strategy2050.kz/ru/page/gosprog5/ (дата обращения: 02.07.2015 г.).
10 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический
курс состоявшегося государства. http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-lidera-natsiinursultana-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-(дата
обращения: 01.07.2015 г.).
11 Трехъязычное образование Назарбаев Интеллектуальных
школ. http://nis.edu.kz/ru/programs/trilingualism/ (дата
обращения:02.07.2015 г.).
12 Mehisto, P., Kambatyrova, A., &Nurseitova, Kh. Three in one?Trilingualism in policy and educational practice. In D. Bridges
(Ed.), Educational reform and internationalisation: the case of school reform in Kazakhstan. – Cambridge: Cambridge University
Press, 2014. – pp. 152-176.
13 В Астане состоялось августовское совещание столичных педагогических работников «Обновление содержания образования: ориентация на будущее». http://www.edu.gov.kz/ru/news/v-astane-sostoyalos-avgustovskoe-soveshchanie-stolichnyhpedagogicheskih-rabotnikov-obnovlenie (дата обращения:01.09.2015 г.).
14 Министерство образования и науки Республики Казахстан. Статистика системы образования Республики Казахстан. Национальный сборник,2014 г. http://www.edu.gov.kz/ru/analytics/statistika-sistemy-obrazovaniya-respub(дата обращения:02.07.2015 г.).
15 Министерство Национальной Экономики Республики
Казахстан. Комитет по статистике. Среднее образование.
http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersEducation;jsessionid=P6MnVlRPQP6dcTxs2kM6ptZtTh GhZB8L9sqXhQ1jgLqpLJzJLmyh!1683052708?_adf.ctrl-state=o793wq5jm_76&_afrLoop=12981101817567990#%40%3F_afrLoop%3D12981101817567990%26_adf.ctrl-state%3D188b8zaft1_4 (дата обращения: 31.08.2015 г.).
16 Жетписбаев Б.А., Байдалина А.К. Проблемы переподготовки педагогических кадров для полиязычного образования в контексте модернизации казахстанского образования // Международный журнал экспериментального образования.– 2013.– №3. – C. 39-40.
17 рехъязычное образование как фактор развития интеллектуальной нации. http://ncepa.kz/issledovaniy /2127/(дата обращения: 20.07.2015 г.).
18 В вузах РК готовят 5,5 тыс. учителей для преподавания
отдельных предметов на английском языке – Б. Жумагулов.
http://www.inform.kz/kaz/article/2521121 (дата обращения:
20.07.2015 г.).
19 Султанов Т.Т. Анализ подготовки полиязычных кадров
в вузах Республики Казахстан // Высшая школа Казахстана.– 2014. – №4. – С. 19-23.
20 О переходе на трехъязычное образование рассказал Аслан
Саринжипов. http://www.kazpravda.kz/rubric/ obshchestvo/o-perehode-na-trehyazichnoe-obrazovanie-rasskazal-aslan sarinzhipov/(дата обращения:20.07.2015 г.).
21 Coyle, D., Hood, P., & Marsh D. CLIL: Content and language integrated learning. –Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

Загрузки

Опубликован

2016-05-01

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.