Сравнительный анализ художественного текста как тенденция в современном школьном образовании

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2020.v63.i2.14

Аннотация

Статья посвящена актуальному вопросу изучения литературы в школе через призму теории и
методов сравнительного исследования. Наиболее важным вопросом является общее применение
теории сравнительного метода (компаративизма) на уроках литературы и ее широкое применение
на практике. Авторы подчеркивают, что литературоведение является одним из современных
направлений, которое ориентировано на обеспечение культурной идентификации студента и
развитие его критической самостоятельности. Она также фокусируется на представлениях об
историко-литературном процессе и путях развития литературы. Рассматриваются возможности
таких сравнительных методов, как: сравнение литературных персонажей одного и того же
произведения, сравнение его эпизодов, использование сравнительного анализа для прослеживания
влияния пейзажа на образ мыслей или дух персонажа, а также сравнение различных авторов,
принадлежащих к одной эпохе, но происходящих из разных культурных и национальных слоев,
что позволяет студентам достичь полного понимания идей произведения и его интерпретации,
раскрывая тем самым общие закономерности единого литературно-культурного процесса.
Авторами предложена рабочая классификация сравнительного изучения различных видов
литературы. Изложены рекомендации по типы упражнений: речевые упражнения для обучения
письменным сообщениям; письменные речевые упражнения для работы с печатным текстом;
сравнительные тесты после прочтения работы; тест на основе характера, работы, автора,
литературного направления; предложение интерпретации произведения или работы автора
в целом (фото, видео-коллаж) к произведению или презентации в виде исторического и / или
культурологического комментария по выбранной теме и др.
Ключевые слова: сравнительное исследование, учебная литература, анализ текста, компаративизм,
сравнительный метод.

Загрузки

Опубликован

2020-07-25

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин