Совершенствование национальной системы оценивания учебных достижений учащихся в контексте системы критериального оценивания. Критериалдык бағалау контекстінде оқушылардың білімін бағалау ұлттық жүйесін жетілдіру.

Авторы

  • K. S. Kurakbayev. Назарбаев Университет
  • A. K. Omarbekova. Назарбаев Университет

Ключевые слова:

критериальное оценивание, оценка знаний учащихся, среднее образование, критериалдық бағалау, оқушының жетістігін бағалау, орта білім,

Аннотация

Статья посвящена вопросам оценивания учащихся в системе среднего
образования. На сегодняшний день в современной системе оценивания отсутствуют
четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения,
понятные учащимся, родителям и педагогам. В статье представлены результаты факторного анализа, который был взят за основу для изучения возможных
взаимосвязей в структуре переменных, оценивающих отношение учеников
средних школ к текущей пятибалльной методике оценивания. Обсуждаемая «неудовлетворенность» 5-балльной системой оценивания со стороны общества имеет право на свое существование, по крайней мере, с точки зрения опрошенных учеников. Большинство респондентов (26,0 % + 44,4%) согласились во мнении, что существующая 5-балльная система оценивания определяет усвоение, понимание и главное, применение на практике изученного материала.

Бұл мақала орта білім беру жүйесіндегі оқушы жетістігін бағалау мәселесін қозғайды. Бүгінгі кезеңде мектептерде қолданып жатқан бағалау жүйесі нақты, оқушыларға,ата-аналарға және мұғалімдерге түсінікті болатындай критерийлерге негізделмеген. Осы
мақалада оқушылардың бес балдық бағалау жүйесіне көзқарасын зерттеу мақсатымен өткізілген факторлық талдаудың нәтижелері қарастырылады. Алайда, сауалнамаға
қатысқан оқушылардың көзқарастарына сәйкес 5-балдық жүйеге «қанағаттанбаушылық » болса да, ол қоғам тарапынан қолданыста болу құқына ие. Респонденттердің (26,0 % + 44,4%) көпшілігі қолданыстағы 5- балдық бағалау жүйесін түсіну, меңгеру ең бастысы, оқу материалының практикада қолданылумен анықталады деген пікірге қосылады.

Библиографические ссылки

1 Решетников О.В. Оценка личностного развития ученика // Проблемы современного развития ученика.– 2011. – №5.– С. 2-27.
2Garfield,J.B.Beyond Testingand Grading Using Assessment to Improve Student Learning // Journal of Statistics Education.– 1994. – 2 (1). – P. 1-12.
3 Караев Ж.А. Вопросы внедрения критериальной системы оценивания в практику школ Республики Казахстан // Международный журнал экспериментального образования.
– 2014. – № 5 – С. 58-62.
4 Красноборова А.А. Технология критериального оценивания
в логике компетентностного и личностно-ориентированного
подходов // Наука и школьная практика.– С. 1-6.
5 Harlen, W and James, M. Assessment and Learning: Differences and Relationships Between Formative and Summative Assessment
// Assessment in Education. – 1997. – 4 (3). – С. 365-379.
6 Джадрина М.Д. Предпосылки создания новой модели школьного образования в Казахстане // Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Содержание среднего образования:Традиции и перемены». – Астана,2012.
7 Кожурина Л. Чем измерить качество образования? Существующие сегодня системы оценивания объективной
картины не дают… // Первое сентября.– 2014. – № 5.
8 Руководство «Интегрированная модель критериального оценивания » АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» //
Департамент оценки качества образования.– Астана, 2013.
9 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического
исследования: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.– 768 с.
10 Meichun L.W. and Ching-Chung T. University Students’ Perceptions of and Attitudes toward (Online) Peer Assessment //
Hugher Education. – 2006. – № 51. – С. 27-44.
11 Velicer, W.F. Component Analysis Versus Common Factor Analysis: Some Issues in Selecting an Appropriate Procedure //
Multivariate Behaviour Research. – 1990. – № 25 (1-28).
12 Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: Высшая Школа Экономики.– М.: Изд.дом ГУВШЭ, 2006. – 281 с.
13 Хайдарова Ж.У. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся при выполнении лабораторных работ
по биологии в 7 классе // Сборник статей II Международной
научно- практической конференции«Содержание среднего образования: Традиции и перемены». – Астана, 2012.
14 Гришина И.В., Волков В.Н. Самооценка общеобразовательного учреждения по критерия модели Total Quality Management как новый ресурс управления // Теория управления. – С. 7-15.
15 Ramaprasad, A. On the definition of feeadback // Behavvioral Science. – 1983. – № 28. – С. 4-13.
16 Blackand Wiliam. Inside the Black Box: Raising Standards Through Classroom Assessment // Phi Delta Kappa. – 1998. – С. 1-13.
17 Джадрина М.Д., Куракбаев К.С. Содержание школьного образования в Казахстане: новые перспективы// Вестник
КазНУ. Серия педагогические науки. – 2014. – №3– С. 14-23.
18 Малокомплектные школы в Казахстане. Академия малокомплектных школ Казахстана // http://vsa.kaznpu. kz/?tm=1&menu=38 23.01.2015.

Загрузки

Опубликован

2016-05-01

Выпуск

Раздел

Оценка и измерение в образовании: отечественный и зарубежный опыт