Функциональная грамотность школьников – работа с текстом: возможности применения учебных навыков на уроках самопознания

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2020.v63.i2.13

Аннотация

В статье рассмотрена читательская грамотность школьников, которую можно развивать
и через уроки самопознания. В настоящее время читательская грамотность больше
рассматривается в языковых и литературоведческих курсах. Ее оценивают в международных
системах оценки учебных достижений PISA, PIRLS. Навыки работы с текстом, электронным
текстом важны для современного учащегося. Поскольку современное поколение школьников
называют цифровым поколением, у которых преобладает визуальный код восприятия, то для
формирования вербально-логического мышления педагоги большее внимание стали уделять
развитию навыков чтения и понимания текста учащимися. Цель статьи – анализ феномена
функциональной грамотности чтения и актуализация проблемы применения техник развития
функциональной грамотности чтения для выявления ценностей в работе с учебными текстами
на уроках Самопознания, предложение рекомендаций. Умения читательской грамотности
направлены на поиск смысла и применение полученной информации из текста, его понимание,
развитие познавательных способностей учащихся. В статье представлены задания на выявление
ценностно-смыслового содержания текста на уроках самопознания. Через некоторые из заданий
школьники могут научиться составлять тексты и доносить свой смысл до одноклассников, свое
понимание историй, свое видение ценностей. Такие задания могут быть использованы во время
сторителлинга, обсуждения историй, обсуждения «Подарка Учителя», или во время творческой
работы.
Ключевые слова: читательская грамотность, ценности самопознания, ценностно-смысловое
обучение, уроки самопознания.

Загрузки

Опубликован

2020-07-25

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин