Профессиональный рост учителя как условие развития качества образования. Мұғалімнің кәсіби өсуі білім беру сапасын дамыту шарты ретінде.

Авторы

  • A. Tanatova Центр уровневых программ АО «НЦПК «Өрлеу» Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно- педагогических работников системы образования, г. Алматы

Ключевые слова:

учитель, повышение квалификации, педагогическое мастерство, мұғалім біліктілікті арттыру, педагогикалық шеберлік, фасилитатор,

Аннотация

В статье раскрыты пути и проблемы профессионального совершенствования современного педагога. Структура статьи состоит из введения, разделов «Изменение парадигм обучения и раширение ролей педагога», «Опыт курсов повышения квалификации учителей», заключения. Казахстан имеет большие педагогические традиции усовершенствования учителей. В настоящее время внедрен курс повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Казахстана. Современный, компетентный учитель должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом, и коучем, и ментором, и творцом. Такой подход требует от педагога переосмысления своей социальной роли, пересмотра выбора форм и методов обучения учащихся и перестройки самого себя, своей психологии. Современный учитель должен быть фасилитатором и рефлективным практиком. Далее в статье раскрыт опыт курсов учителей по программе второго уровня обучения. Учитель- профессионал должен понимать, что «урок и поведение учителя подвержены законам драматургии: нужно уметь возбудить интерес, удержать его, достигнуть кульминации и обеспечить познавательный исход ». Учитель не должен поддаваться оценочным клише, установкам. Наоборот, он должен услышать «голос каждого ученика ». И это очень важно, потому как учитель, искренне уважающий своих учеников, может способствовать развитию их учебно- познавательной мотивации. Для достижения того необходимо принимать во внимание мнение самих учащихся. Мақалада қазіргі педагогтың кәсіби жетілу мәселесінің жолдары ашылған. Мақала құрылымы кіріспе, «Оқыту парадигмасының өзгеруі және педагогтың рөлі», «Мұғалімдер біліктілігін арттыру курстарының тәжірибесі » және қорытындан тұрады. Қазақстанда мұғалімдерді жетілдірудің үлкен педагогикалық дәстүрлері бар. Қазіргі уақытта Қазақстанның жалпы білім беретін мектептері мұғалімдерінің біліктілігін арттыру курстары ендірілген. Заманауи, құзыретті мұғалім әрі педагог, әрі психолог, әрі психотерапевт, әрі коучер, әрі ментор және жасампаз болуы тиіс. Мұндай тұрғылар педагогтан өзінің әлеуметтік рөлдерін түйсінуді, оқыту әдістерінің формалары мен түрлерін қайта таңдауды, өзінің психологиясын және өзін-өзі қайта құруды талап етеді. Қазіргі мұғалім фасилитатор және рефлексивті практик болуы керек. Әрі қарай екінші деңгейлік оқыту бағдарламасы бойынша мұғалімдердің оқу курстарының тәжірибесі баяндалады. Кәсіби шебер- мұғалім «сабақ және мұғалімнің тәртібі драматургияның заңдарымен сабақтас екендігін: қызығушылық оята білу, оны ұстап тұра алу, танымдық тудыру және кульминацияға, яғни шарықтау шегіне жету керектігін білуі қажет. Мұғалім бағалау клишелеріне, бекітілген тәртіп кеберілмеуі тиіс. Керісінше, ол әр оқушының ішкі даусын естуі керек. Және бұл өте маңызды, өйткені, оқушыларын шынайы сыйлайтынмұғалім ғана олардың оқу-танымдық әрекеттерінің мотивтерін дамытуға ықпал ете алады. Бұған қол жеткізу үшін оқушылардың өздерінің көзқарастарын есепке алу да қажет.

Библиографические ссылки

1 Современные образовательные технологии: учебное пособие
/ коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
2 Педагогическая психология: учебное пособие./ Л.А. Регуш, А.В. Орлова.– СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
3 Танатова А.Д. Формирование мотивации к успешному учению как условие развития одаренности учащихся: диссертация канд.пед.наук.
– Алматы, 2009. – 198 с.
4 Руководство для учителя: Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Второй (средний)
уровень. – Изд. первое.–Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные
школы », 2012. – 281с.
5 Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебн. пособие
для студ. сред. пед. учеб.з аведений.– М.: Издательский центр «Академия », 2002. – 256 с.
6 Ахметзянов Х.Р. Профессиональное портфолио в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования
// Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы VII международной научно–практической конференции
27–28 июня 2011 г. Том II. – М., 2011. – 432 с.
7 Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы,
диагностика. – М.: Центр «Педагогический поиск»,2009. – 160 с.
8 Жайтапова А.А. Моделирование и мониторинг профессионального
роста учителей в системе повышения квалификации: учебное пособие.
– Алматы, 2006. – 90 с.
9 Хмель Н.Д. Теория и технология реализации ЦПП: учебное пособие
в помощь преподавателям, аспирантам. – Алматы, 2002. – 90 с.
10 Программа курсов повышения квалификации педагогических
работников РК. Второй (основной) уровень.– Изд. третье. – Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы », 2012. – 291 с.
11 Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – У-Фактория,
2004.

Загрузки

Опубликован

2016-01-14

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.