Становление и развитие дирижерско-хорового образования в Казахстане. Қазақстандағы дирижерлік-хорлық білім берудің қалыптасуы мен дамуы.

Авторы

  • A. A. Smetova. Казахский национальный университет искусств
  • A. B. Mukasheva. Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Ключевые слова:

дирижерско-хоровое образование, хоровой коллектив, музыкальное искусство, творчество, хоровые произведения, народные песни, дирижерлік-хорлық білім беру, хор ұжымы, музыкалық өнер, шығармашылық, хор шығармашылығы, халық әндері,

Аннотация

В статье авторы раскрывают историю становления и развития дирижерско-хорового образования в Казахстане. Вхождение Казахстана в СССР способствовало развитию музыкального искусства, направленную на формирование письменной музыкальной традиции, включающей композиторское и исполнительское творчество. Авторы подчеркивают, что открытые в административных центрах – Кызыл–Орде, Семипалатинске, Алма–Ате – драматические театры, в которых были первые попытки группового исполнения казахских песен, сыграли свою определенную роль в организации хорового искусства. В Казахстане становлению и дальнейшему развитию хорового искусства и дирижерско-хорового образования в целом способствовали первые организаторы хоровых коллективов. В их числе необходимо выделить таких выдающихся личностей, как П. Виноградов, Р. Макатов, К. Джандарбеков, И. Коцык. В 30-е годы ХХ века известными хоровыми коллективами руководили Д. Мацуцин, Б.Лебедев. Открытие в 1944 году Алма-Атинской консерватории способствовало дальнейшему развитию дирижерско-хорового образования в Казахстане. Основателем кафедры дирижирования был видный хормейстер и педагог Борис Васильевич Лебедев. На современном этапе кафедру хорового дирижирования возглавляет народный артист РК профессор Б.А. Жаманбаев, который внес огромный вклад в развитие дирижерско-хорового образования в РК. Мақалада авторлар Қазақстандағы дирижерлік-хорлық білім берудің қалыптасуы мен даму тарихын көрсетеді. Қазақстанның КСРО-ға енуі композиторлық және орындаушылық шығармашылықты өндіретін жазбаша музыкалық дәстүрді қалыптастыруға бағытталған музыкалық шығармашылықтың дамуына ықпал етті. Авторлар әкімшілік орталықтарда – Қызылордада, Семейде, Алматыда ашылған қазақ әндерін топтық орындаудың алғашқы бастамалары жүзеге асқан драма театрлары хор өнерін ұйымдастыруда белгілі бір рөл атқарғанын атап өтеді. Ұсынылған мақалада авторлар Қазақстандағы хор өнері мен дирижерлік-хорлық білім берудің қалыптасуы мен әрі қарай дамуына хор ұжымдарының алғашқы ұйымдастырушылары ықпал еткенін атап өтеді. Олардың ішінен П. Виноградов, Р. Макатов, К. Джандарбеков, И. Коцык сияқты ұлы тұлғаларды көрсету қажет. ХХ ғасырдың 30-жылдары белгілі хор ұжымдарына Д. Мацуцин, Б. Лебедев жетекшілік етті.

Библиографические ссылки

1 Арикайнен Г.Л. В помощь слушателям университета культуры. Хоровое пение в Казахстане.– Алма–Ата, 1965.
2 Джумакова У., Кетегенова Н. Казахская музыкальная
литература 1920–1980. – Алма-Ата: Ғылым, 1995.
3 Алданазарова Б.Ж. Краткий курс лекций по казахской хоровой литературе.– Алматы:Классик,1995.
4 Ахметова Г. Восхождение маэстро и казахская капелла.– Алматы,
1999.
5 АхметоваМ.М. Традиции казахской песенной культуры.– Алма- Ата: Наука, 1984.
6 Дюсембинова Р.К. Становление и развитие музыкального образования в Республике Казахстан.– Талдыкорган,Казахстан
// www.library.wksu.kz. – Дата доступа 30.12.2014
7 Какимова Л.Ш. Междисциплинарные связи
в дирижерско-хоровой подготовке будущего учителя музыки // Вопросы музыкальной педагогики,теории,истории,методики и исполнительства: Межвузовский сборник научных трудов.– Алматы, 2000. – 106 с.
8 Алибекова, Б.Э. Казахское хоровое искусство сегодня / Б.Э. Алибекова // Музыкальная академия.– № 4. – 2011. –С. 60–68.
9 Койбагарова Г.А. Роль мышления в деятельности дирижера-хормейстера // Актуальные проблемы музыкально-педагогического
образования:Межвузовский сборникнаучных статей Республиканской
научно-практической конференции, посвященной 70-летию О.Байдильдаева.– Алматы: Комплекс,2002. – 136 с.

Загрузки

Опубликован

2016-05-01

Выпуск

Раздел

История. Методология современного образования..