Вопросы экспертизы и оценки научно- педагогического исследования.Ғылыми- педагогикалық зерттеулерді сараптау және бағалау мәселелері.

Авторы

  • A. K. Mynbayeva. Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • A. B. Myrzabayev. Карагандинский государственный университет имени Е. Букетова,

Ключевые слова:

научные исследования, экспертиза научных исследований, научно- техническая информация, критерии оценки качества научных исследований, ғылыми зерттеулер, ғылыми зерттеулер сараптамасы, ғылыми- техникалық ақпарат, ғылыми зерттеулердің сапасын бағалау өлшем,

Аннотация

Экспертиза– исследование какого-либо вопроса и его разрешение при помощи специалистов. Вопросы научной экспертизы результатов исследования актуальны в настоящее время.Цель статьи
– выработка практических экспертных рекомендаций по повышению качества исследовательской
научно-поисковой деятельности.В статье приведены классификации видов экспертиз.Рассмотрены
традиционные критерии оценки качества исследования– актуальность,новизна,теоретическая и практическая значимость.В современном веке данные критерии дополняются требованием уникальности материалов,представленности результатов в зарубежных базах данных и др.Раскрыты
закономерности роста,рассеяния и старения информации.На основе них предложены рекомендации
по проведению поиска источников научно-технической информации.Продолжается поиск путей совершенствования критериев оценки научных исследований.Это будет способствовать развитию качества научных исследований.

Сараптама– қандай да бір мәселені зерттеу және оны мамандардың көмегімен шешу.Қазіргі уақытта ғылыми сараптамалардың нәтижелерін зерттеу мәселесі өзектілік танытып отыр.Мақаланың
мақсаты– зерттеушілік ғылыми-ізденушілік қызметтің сапасын арттырудағы практикалық сараптамалық ұсыныстарды дайындау.Мақалада сараптама түрлерінің жіктемесі көрсетіледі.Зерттеудің өзектілігі,жаңалығы,теориялық және практикалық маңыздылығы сияқты дәстүрлі бағалау өлшемдері қарастырылады.Қазіргі заманда аталған өлшемдер материалдардың шетелдік мәліметтер
базасында көрсетілген өзіндік бірегейлік талаптарымен және т.б. толықтырылады.Ақпараттардың
ескіруі,шашыраңқы таралуы және өсу заңдылықтары ашылады.Осылардың негізінде ғылыми техникалық ақпараттардың дерек көздерін іздестіру бойынша ұсыныстар беріледі.Ғылыми зерттеулерді бағалау өлшемдерін жетілдірудің жолдарын іздестіру жалғасуда. Бұл ғылыми зерттеулердің сапасын дамытуға мүмкіндік тудырады.

Библиографические ссылки

1 Чупрова О.Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно-аналитической деятельности:автореф.…к.пед.н 13.00.01. – Красноярск,2004. – 26 с.
2 Баярыстанова Э.Т. Экспертиза и анализ как условия эффективности управления качеством образования в школе:
автореф.… к.пед.н. 13.00.01. – Алматы,2009. – 30 с.
3 Василенко В.В. Психолого-правовые особенности экспертной
деятельности в системе государственной службы:автореф.… к.пс.н. 19.00.06. – М., 2011. – 28 с.
4 Инструкция по организации и проведению государственной
научно-технической экспертизы// http://www.ncste.kz/ru/content – Дата доступа:30.09.2015.
5 Полонский В.М. Критерии и методы оценки качества научно-
педагогических исследований:автореф.…д.пед.н.13.00.01. – М., 1988. – 36 с.
6 Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике.– М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
7 Сластенин В.А. и др. Педагогика:учебник/ В.А. Сластенин,
И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;под ред. В.А. Сластенина.–М.: Академия,2002. – 576 с.
8 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.– М.: Педагогика,1982. –192 с.
9 Кабатаева Б.С., Кабатаева Р.С. О ключевых показателях
цитируемости в науке // Вестник КазНУ.Серия Педагогические
науки.– 2014. – № 2(42). – С. 26 – 30.
10 Корюкова А.А., Дера Е.Г. Основы научно-технической информации.– М.: Высшая школа.1985. – 224 с.
11 Сборник рефератов НИР и ОКР. – Алматы,2012.
12 Ethical principles of science activity. Analytical Review and Draft Declaration for CIS / R.G. Apressyan, O.I. Kubar, B.G. Yudin. – SPb.: Pasteur Institute, 2011. – 32 p.

Загрузки

Опубликован

2016-05-04

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)