Педагогическая концепция аль-Фараби

Авторы

  • Sh Taubayeva Казахский Национальный университет имени аль-Фарабифакультет философии и полиологиикафедра педагогики образовательного менеджмента http://orcid.org/0000-0003-3761-5263

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2020.v62.i1.01
        691 1299

Аннотация

В статье раскрывается педагогическая система, основанная на  духовно-нравственных добродетельных ценностях в философско-педагогическом и социально-этическом наследии Абу Насыра аль-Фараби. Систематизированы идеи ученого по вопросам методологии педагогики, дидактики,  воспитания, психологии и методики. Эти идеи проиллюстрированы основными категориями, такими как «добродетельный город», «интеллектуальная добродетельность», «этническая добродетельность», «методология», «дидактика», «психология», «воспитание», «методика», «научение», «разум», «рассудительность», «счастье». Педагогическое наследие аль-Фараби рассматривается с позиций философии как науки современности. Дидактика Аль-Фараби включает такие понятия, как «цель обучения», «основные концепции дидактики», «принципы обучения» и «качества учителя». Теория воспитания аль-Фараби включает следующие категории: цель, законы, принципы воспитания, содержание – методы воспитания, средства, результаты воспитания. В теории воспитания большое значение придается этическим понятиям. Автор рассматривает подход аль-Фараби к понятиям «счастье» и «добродетели». Отдельно систематизировано направление семейного воспитания: ролей женщин и мужчин, взаимоотношений хозяина и слуг, взаимоотношений родителей-детей, отношению к имуществу и трудового воспитания. Автор систематизирует логические связи как цепочки категорий в педагогической теории аль-Фараби: уровни/места/локации образования «государство – город – семья», образователи – «правитель – глава семьи – члены семьи – наставники», пути образования – «преподавание – учение – воспитание – обучение философии – занятие наукой», и др. В заключении автор обобщает научные школы кафедры педагогики и образовательного менеджмента, проводимые направления исследований по педагогике аль-Фараби. Ключевые слова: ренессанс, педагогика, методология, концепция, мировоззрение, исследователь, дидактика, обучение, научение, воспитание, ум, счастье, разум, рассудительность, учитель, каллиграфия, музыка, психология, добродетельность, наследие.

Загрузки

Как цитировать

Taubayeva, S. (2020). Педагогическая концепция аль-Фараби. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 62(1), 4–20. https://doi.org/10.26577/JES.2020.v62.i1.01

Выпуск

Раздел

История. Методология современного образования..