Готовность будущих социальных педагогов к работе в инклюзивном образовании: результаты диагностического исследования
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2020.v62.i1.05Аннотация
В статье представлены результаты диагностического исследования о готовности студентов бакалавриата специальности «Социальная педагогика и самопознание” к практической работе в условиях инклюзивного образования. В исследовании принимали участие респонденты-студенты третьего и четвертого курсов специальности «Социальная педагогика и самопознание» кафедры педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета им. альФараби (г. Алматы, Республика Казахстан). Были проанализированы трудности, с которыми столкнулись студенты во время педагогической практики с контингентом детей с особыми образовательными потребностями; методики, наиболее часто применяемые с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и дающие наиболее ощутимые результаты в коррекции детей данной категории; качества, которыми должен обладать социальный педагог, работающий в условиях инклюзивного образования. В ходе анализа результатов исследования исследователи выяснили о предрасположенности студентов бакалавриата специальности «Социальная педагогика и самопознание” к практической работе в условиях инклюзивного образования. Определен набор профессионально значимых качеств социального педагога, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности в условиях инклюзии: эмпатия, устойчивость к конфликтам, стрессоустойчивость, толерантность, коммуникативные и организационные навыки. Рекомендовано обновить содержание подготовки специалистов инновационными стратегиями и моделями инклюзивного образования, используемыми в международной практике. Ключевые слова: инклюзивное образование, качественный анализ, контент-анализ, особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья, педагогический эксперимент, формирование компетенций.