Рефлексивное преподавание: анализ методической системы учебников по самопознанию для 8-12 классов
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2021.v66.i1.010Аннотация
В статье проанализирована методическая система учебников «Самопознание» для старших классов и предложена стратегия рефлексивного преподавания. Кратко проанализирована история учебников, изменение функций учебников как стержня методической системы преподавания предмета. Условно выделены три уровня методической системы предмета: макроуровень – целостное понимание концепции предмета, мезоуровня – структуризация содержания предмета, учебных программ и учебников по классам (вектора горизонтальных срезов), а также преемственность модулей/разделов программы от класса к классу (вертикальные срезы). Данные срезы помогают проследить горизонтальную и вертикальную преемственность методической системы предмета и учебников. На микроуровне – методика обучения каждой ценности предмета самопознания. Уровни методической системы предмета могут быть спроектированы на понимание методической системы учебников. Обобщены в таблице темы учебников для 8-12 классов, чем проиллюстрирована преемственность разделов предмета. В статье отражены результаты опытно-педагогического исследования по совершенствованию практики рефлексивного преподавания и методики обучения школьников. Для этого использованы 5-шаговая техника анализа учебника и методика чек-листов. В опытной работе приняло участие 107 слушателей повышения квалификации учителей предмета «Самопознание».
Ключевые слова: рефлексивное преподавание, самопознание, методическая система, учебник.