Рефлексивное преподавание: анализ методической системы учебников по самопознанию для 8-12 классов

Авторы

  • A Mynbaeva Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-9613-6030
  • G Sagyndykova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • A Karabutova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2021.v66.i1.010

Аннотация

В статье проанализирована методическая система учебников «Самопознание» для старших классов и предложена стратегия рефлексивного преподавания. Кратко проанализирована история учебников, изменение функций учебников как стержня методической системы преподавания предмета. Условно выделены три уровня методической системы предмета: макроуровень – целостное понимание концепции предмета, мезоуровня – структуризация содержания предмета, учебных программ и учебников по классам (вектора горизонтальных срезов), а также преемственность модулей/разделов программы от класса к классу (вертикальные срезы). Данные срезы помогают проследить горизонтальную и вертикальную преемственность методической системы предмета и учебников. На микроуровне – методика обучения каждой ценности предмета самопознания. Уровни методической системы предмета могут быть спроектированы на понимание методической системы учебников. Обобщены в таблице темы учебников для 8-12 классов, чем проиллюстрирована преемственность разделов предмета. В статье отражены результаты опытно-педагогического исследования по совершенствованию практики рефлексивного преподавания и методики обучения школьников. Для этого использованы 5-шаговая техника анализа учебника и методика чек-листов. В опытной работе приняло участие 107 слушателей повышения квалификации учителей предмета «Самопознание».

Ключевые слова: рефлексивное преподавание, самопознание, методическая система, учебник.

Загрузки

Опубликован

2021-05-04

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин