ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ

Авторы

  • A Tazhigulova АО «Национальный центр информатизации (НЦИ)»
  • Y Artykbayeva АО «Национальный центр информатизации (НЦИ)»
  • A Arystanova АО «Национальный центр информатизации (НЦИ)»

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2019.v59.i2.09

Аннотация

Актуальность темы заключается в необходимости поиска наиболее результативных путей применения цифровых технологий в процессе обучения. Цифровизация обучения имеет большое значение для обеспечения качественного образования для всех учащихся независимо от места проживания. Эффективность этого процесса, в свою очередь, во многом зависит от цифрового образовательного контента, в том числе – от электронных учебников (ЭУ). В статье представлен анализ опыта разработки школьных ЭУ в Казахстане и за рубежом с целью определения наметившихся тенденций и перспективы их развития. Ведущими методами исследования являлись контент-анализ научных статей и монографий, документальных источников, сайтов национальных министерств образования, онлайн-платформ и систем электронного обучения; критериальный анализ электронных учебников; анкетирование, беседы с учителями-практиками и т.д. Выявлена устойчивая тенденция перевода содержания образования в цифровой формат в виде прикладного программного обеспечения. В статье раскрывается концепция модульной технологии конструирования электронных учебников академика КазНАЕН, д.п.н., профессора Г. К. Нургалиевой, в соответствии с которой электронные учебники разработаны практически по всем предметам школьного образования. Представлены результаты их внедрения в реальную школьную практику и раскрыта их эффективность. Данная статья представляет интерес для разработчиков цифрового образовательного контента и педагогов. Кроме того, статья расширит географию международных исследований, предоставит материал для сравнения подходов к разработке цифрового образовательного контента в разных странах, внесет свой вклад в развитие научного сообщества в сфере цифровизации образования.
Ключевые слова: цифровой образовательный контент, электронные учебники, информационно-образовательная среда.

Биография автора

Y Artykbayeva, АО «Национальный центр информатизации (НЦИ)»

Актуальность темы заключается в необходимости поиска наиболее результативных путей применения цифровых технологий в процессе обучения. Цифровизация обучения имеет большое значение для обеспечения качественного образования для всех учащихся независимо от места проживания. Эффективность этого процесса, в свою очередь, во многом зависит от цифрового образовательного контента, в том числе – от электронных учебников (ЭУ). В статье представлен анализ опыта разработки школьных ЭУ в Казахстане и за рубежом с целью определения наметившихся тенденций и перспективы их развития. Ведущими методами исследования являлись контент-анализ научных статей и монографий, документальных источников, сайтов национальных министерств образования, онлайн-платформ и систем электронного обучения; критериальный анализ электронных учебников; анкетирование, беседы с учителями-практиками и т.д. Выявлена устойчивая тенденция перевода содержания образования в цифровой формат в виде прикладного программного обеспечения. В статье раскрывается концепция модульной технологии конструирования электронных учебников академика КазНАЕН, д.п.н., профессора Г. К. Нургалиевой, в соответствии с которой электронные учебники разработаны практически по всем предметам школьного образования. Представлены результаты их внедрения в реальную школьную практику и раскрыта их эффективность. Данная статья представляет интерес для разработчиков цифрового образовательного контента и педагогов. Кроме того, статья расширит географию международных исследований, предоставит материал для сравнения подходов к разработке цифрового образовательного контента в разных странах, внесет свой вклад в развитие научного сообщества в сфере цифровизации образования.
Ключевые слова: цифровой образовательный контент, электронные учебники, информационно-образовательная среда.

Загрузки

Опубликован

2019-09-09

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование