Повышение мыслительных способностей учащихся через проблемные вопросы

Авторы

  • Б. Базарбаев Международный казахско-турецский университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан, Казахстан https://orcid.org/0009-0002-8924-7845
  • Г. Жылысбаева Международный казахско-турецский университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-9800-3896

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES2024v81.i4.13
        27 9

Аннотация

 

Развитие критического мышления является одной из главных задач современного образовательного процесса. Для развития навыков мышления у учащихся в образовательных учреждениях применяются различные методы и подходы. Данная статья посвящена выявлению достижений учащихся на уроках химии с использованием технологии проблемного обучения для развития критического мышления.  В исследовании приняли участие ученики 9-го класса специализированной школы-интерната имени Нуртаса Ондсынова в городе Туркестан. Всего в исследовании участвовали 49 учащихся, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В процессе исследования автор использовал тестирования для предварительного и последующего определения уровня знаний учащихся. Полученные результаты тестирования были проанализированы как с качественной, так и с количественной точки зрения. Для полного раскрытия уровня критического мышления использовались индикаторы критического мышления. Данное исследование направлено на определение сути проблемы с помощью постановки учащимся простых вопросов и применения метода «мозгового штурма». Итоговые результаты тестирования показали значительное улучшение достижений учащихся. Уровень сформированности навыков мышления по следующим показателям составил: формулирование выводов — 78,14%, сбор данных — 70,3%, анализ и оценка — 51,2%. Эти показатели демонстрируют способность учащихся анализировать и оценивать знания, которые они изучили и усвоили. По остальным показателям: обобщение — 73,14%, аргументация — 66,6%, способность работать самостоятельно — 68,57%, результаты также значительно улучшились по сравнению с предварительными тестированиями. Исследование показало эффективность правильного использования модели проблемного обучения на уроках химии.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, критическое мышление, навыки мышления, этапы проблемного обучения.

Биографии авторов

Б. Базарбаев, Международный казахско-турецский университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан, Казахстан

Mагистрант образовательный программы «М013-Подгатовка педагогов химии», Международный казахско-турецский университет имени Ходжи Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Казахстан. эл.почта: bekzad.bazarbayev@ayu.edu.kz)

Г. Жылысбаева , Международный казахско-турецский университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан, Казахстан

Кандидат технических наук, доцент. Международный казахско-турецский университет имени Ходжи Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Казахстан. эл.почта: gulkhan.zhylysbayeva@ayu.edu.kz)

Загрузки

Как цитировать

Базарбаев, Б., & Жылысбаева , . Г. (2024). Повышение мыслительных способностей учащихся через проблемные вопросы. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 81(4), 148–160. https://doi.org/10.26577/JES2024v81.i4.13

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин