ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «CАМОПОЗНАНИЕ»

Авторы

  • A Karabutova Казахский Национальный университет имени аль-Фарабифакультет философии и полиологиикафедра педагогики образовательного менеджмента
  • A Mynbayeva Казахский Национальный университет имени аль-Фараби

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2019.v60.i3.02

Аннотация

В статье авторами предложена периодизация развития предмета «Самопознания» в школьном образовании Казахстана, который разработан на основе анализа концептуальных и методических подходов, самой методической системы предмета «Самопознания». Рассмотрены структурные элементы содержания нравственно-духовного образования «Самопознание» обновленного варианта. Выявлены особенности обновленного содержания предмета «Самопознание» в начальных классах, которые способствуют формированию гуманистических качеств личности и ведут к духовному росту человека. Периодизация включает этапы: подготовительный и экспериментальный этапы (до 2010 г.); внедренческий (2010-2015 гг.), этап обновления (с 2015). Систематизирован и обобщен опыт преподавания предмета «Самопознание», проведено сравнение развития этапов (экспериментальный → внедренческий → этап обновления) по критериям: преемственность нормативных документов, краткое описание концептуальных основ изменений, ведущие идеи построения содержания, изменение дидактической конструкции урока, изменение методики преподавания. Анализ показал, что ведущая идея, концепция предмета и ее реализация в Казахстане стратегически и прогностически актуальны и значимы
на современном этапе развития общества. Она может быть названа как ответ казахстанского образования на современные кризисные явления в глобализирующемся мире. Современный методологический и методический инструментарии, применяемые для изучения самопознания, являются инновационными и передовыми, как по ведущим дидактическим и методологическим научным подходам (синергетический, аксиологический, ценностно-смысловой, средовый, проектный и другие подходы), так и по современному педагогическому инструментарию (сторителлинг, творческая работа и арт-методы, пение и др.). То есть выстроенные стратегии,
методы и технологии обучения на текущий момент отвечают мировым стандартам развития науки образования.
Ключевые слова: духовно-нравственное образование, самопознание, общечеловеческие ценности, обновленное содержание, проектная деятельность.

Загрузки

Опубликован

2019-11-11

Выпуск

Раздел

История. Методология современного образования..