Копинг- стратегии поведения подростков: практический аспект. Жасөспірімдердің мінез- құлқындағы копинг- стратегиялар: тәжірибелік аспект.

Авторы

  • G. A. Kassen. Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  • М. Zh. Kabiyeva. Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Ключевые слова:

суицидальное поведение, совладающее поведение, копинг, копинг- стратегии поведения, копинг- поведение, копиг- механизмы, волевая регуляция, саморегуляция, суицивті мінез- құлық, иелік мінез- құлық, мінез- құлықтың копинг- стратегиялары,

Аннотация

В качестве актуальности выбранной тематики статьи авторы обосновывают значение совладающего поведения или психологического преодоления жизненных трудностей, так необходимое современному человеку. В основной части статьи авторы представляют результаты мини-исследования, проведенного среди учащихся 9-х классов школы-гимназии №118. Для выявления преобладающих копинг-стратегий поведения подростков использовались методика исследования базисных копинг-стратегий «Индикатор стратегий преодоления стресса» (Дж. Амирхан) и методика психологической диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм). Также на промежуточном этапе мини-исследования была апробирована программа формирования продуктивных копинг-стратегий,целью которой являлось формирование произвольной регуляции поведения подростков, посредством воздействия на механизмы сознания, развитие волевой устойчивости, концентрации внимания, саморегуляции, произвольной зрелости, навыков самоконтроля.До и после апробации искомой программы была проведена методика психологической диагностики копинг- механизмов Э. Хейма (промежуточный и контрольный срез). Авторлар қазіргі адамның өмірдегі немесе иелік мінез- құлықтағы қиындықтарды психологиялық жеңе білуін таңдалған тақырыптың өзектілігі ретінде негіздейді. Мақаланың негізгі бөлімінде авторлар №118 мектеп-гимназияның 9-сынып оқушыларымен өткізген зерттеудің нәтижесін ұсынады. «Күйзелістерге төтеп беру стратегияларының индикаторы» (Дж. Амирхан) базалық копинг-стратегияларды зерттеу әдістемесі жасөспірімдердің иелік мінез- құлқындағы стратегияларды анықтауға және оларды зерттеу топтарында салыстыруға мүмкіндік берді. Мақалада оқушылардың копинг- стратегияларды таңдау басымдылығын бірінші кезекте өздерінің жеке мүмкіндіктеріне бағыттайтындары және мәселені шұғыл шешуді қалайтындары практикалық тұрғыда дәлелденеді. Олай болса, жасөспірімдердің көпшілігі өз проблемаларын өздері шешуге бейім және күйзеліспен өз бетінше күресе алады. Сонымен қатар шағын зерттеудің аралық кезеңінде мақсаты жасөспірімдердің мінез-құлқын ерікті түрде реттеуді қалыптастыру болып табылатын продуктивті копинг- стратегиялардың бағдарламасын байқаудан өткізу және сана механизмдеріне әсер ететін құралдар, ерік тұрақтылығын дамыту, зейінін шоғырландыру, өзін-өзі реттеу, еріктің толысу шағы, өзін- өзі бақылау дағдылары қарастырылды.

Библиографические ссылки

1 Маслоу, А. Психология бытия [Текст]/А. Маслоу.– М.: Знание,
2003. – 435 с.
2 Lasarus R.S., Folkman S. The Concept of Coping // Stress and Coping: an anthology. N.Y.: Columbia University Press, 1991. – P. 210.
3 MacCrae R., Costa P. Personality, coping and coping effectiveness in an adult sample // Journal of Personality. 1986. – Vol. 54. – N 2. – P. 385–405.
4 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22494/
5 Miller S.M., Green M.L. Coping with stress and frustration: Origins, nature and development // M.Lewis, C.Saarni (Eds).
The socialization of emotions. – New York: Plenum, 1985. – P. 263–314.
6 Amirkhan J.H. Factor analytically drive measure of cooing: the strategy indicator // J. of Personality and Social Psychology.– 1990. – V. 59. – P. 1066-1074.
7 Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37, N 3. P. 727–745.
8 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал.– 1994. – №1. – С. 3-19.
9 Либин А.В. Дифференциальная психология.– М.: Смысл, 2000. – С.11-16.
10 Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности.– Барнаул: Изд-во Алтайского
государственного университета, 2000. – C. 38.
11 Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий
психологии личности // Психологический журнал.Том 18. – 1997. – № 5. – С. 20-30.
12 Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал.Том 25. – 2004. –№5. – С.59-69.
13 Сирота Н.А. Копинг- поведение в подростковом возрасте [Текст] / Н.А. Сирота. – СПб.: Питер, 1994. – 283 с.
14 Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Профилактика наркомании и алкоголизма. – М.: Академия, 2003. – С. 17.
15 Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом: Учебно-методическое пособие.– Казань, 2003. – С. 9.
16 Тышкова М. Исследование устойчивости детей и подростков в трудных ситуациях [Текст]/ М. Тышкова // Вопросы психологии. 1987. – №1. – С. 27–34.
17 Адекватное и неадекватное поведение // Режим доступа:
http://www.all-tests.ru/adekvatnoe-i-neadekvatnoe-povedenie.
htm Дата доступа: 25.12.2014
18 Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: изд-во СПбГХ, 2009. – С. 27.
19 Бартош О.П. Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков // Вестник Южно-Уральского гос.
ун-а. №6(265). – С. 42-46.
20 Ильин. Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2002. – С.8-12.
21 Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –С.17.

Загрузки

Опубликован

2016-05-01

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)