Білім беру жүйесіндегі сараптама субъектілері. Субъекты экспертизы в системе образования.

Авторы

  • A. A. Bulatbayeva Казахский Национальный Университет им аль-Фараби
  • A. N. Yergaliyeva Казахский Национальный Университет им аль-Фараби
  • K. Esenamanova Казахский Национальный Университет им аль-Фараби

Ключевые слова:

білім беру, жүйе, сараптама, сарапшы, сараптаманың субъектілері, сарапшының ұстанымдары, сараптаманың нысаны, образование, система, экспертиза, эксперт, субъекты экспертизы, позиция эксперта, объект экспертизы,

Аннотация

Қазіргі таңдағы қоғамдағы əлеуметтік-саяси өзгерістер мен жалпы экономиканың даму жағдайында білім беру жүйесі сараптамаға мұқтаж болуда. Мақалада білім беру саласындағы сараптамалық жұмыстың субъектілері, сарапшының рөлі мен орны жəне оның осы аумағындағы ұстанымдары қарастырылады. Білім беру жүйесіндегі өзгерістер қазіргі кезде білім сапасын арттырудың маңызын өзектендіруде. Білім берудің сапасын арттыруда сараптама жүргізудің ең бірінші көрсеткіші білім алушылардың білім алуда қажеттіліктерін қанағаттандыруы тиіс екендігі көрсетіледі. Мақалада осы мəселеге байланысты түрлі авторлар сарапшының орны мен рөлін, сараптама субъектілері мəселелерін көптеген методологиялық, кейде саяси ұстанымдар тұрғысынан анықтауға тырысады. Білім беру жүйесіндегі сараптама субъекті мəселесінде субъектік қатынастардың ерекшеліктерін айқындайды. Білім беру жүйесінде сарапшыға қойылатын талаптардың бірі зерттеу жəне тəжірибелік жұмысты жүргізуде зор тəжірибеге ие болу қажеттілігі мен сараптаманың нысандарын бағалауда қазіргі заманғы бағдарламалық өнімдерді, соның ішінде инновациялық жобаларды пайдалану-сарап-шылар жұмысының тиімділігі көрсетіледі. Мақала авторлары сараптамалық жұмысты ұйымдастыру бойынша кейбір тұғырларды жəне білім берудегі сараптаманың кезеңдерін сипаттайды. Қорытынды ретінде олар сараптамалық үрдістегі субъетивизімнен арылу жолдарын ұсынады. В настоящее время в связи с изменениями социально-политического положения в обществе, развития экономики в целом образовательная система нуждается в экспертизе. В данной статье рассматриваются субъекты экспертной работы в сфере образования, место и роль эксперта и его позиции в этой области. Изменения в сфере образования в данное время приводят к актуальности повышения качества образования. Показателем применения эспертизы в повышении качества образования является необходимость удовлетворить запросы обучающихся. Особенность применении экспертизы в научных иследованиях проявляется в целях и задачах применении. Экспертиза в системе образовании проводится экспертами в соответствии с установленными нормамами и стандартами экспертизы. В общем эксперт в системе образования должен соблюдать взаимную связь образовательной программы и субъектов экспертизы. В статье этому вопросу посвящаются различные мнения авторов в области экспертизы, по вопросу определения субъектов экспертизы и методологические аспекты освещаемой проблемы. В работе субъектов экспертизы в области образования рассматриваются особенности субъективного отношения. Одно из основных требований для экспертов в системе образования – это необходимость овла- дения практикой проведения исследований и экспериментальных работ. О повышении эффективности работы экспертов говорит применение инновационных проектов и программные продукции. Один из факторов реализации функции экспертов в области образования – это готовность экпертов сотрудничать с администрацией, преподавателями, учащимися и их родителями. Это, с одной стороны, готовность собрать всесторонную информацию, с другой стороны, готовность смотреть с доверием на решения и указания экспертной группы.Кроме того, авторы расскрывают некоторые подходы к организации экспертной работы, описывают основные этапы экспертизы в образовании. В заключении предлагаются предложения по преодолению субъективизма в экспертном процессе.

Библиографические ссылки

1 Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А. Экспертиза образовательной системы как стимул метасистемного перехода в ней // Экспертиза инновационных процессов в образований. Подходы к проблеме экспертизы в
образовании. Кн. // Под ред. Г.Н. Прозументовой, С.Г. Баронене. – Томск, 1999. – С.33-46.
2 Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: Московская акад. развития образования, 1996. – 545 с.
3 Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: учебно методический комплект. – М., 2007. http://www.
gouo.ru/inform/metod3/text04.pdf
4 Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (Психологические аспекты).– М.: Смысл, Первое издание 1999. – 137 с.
5 Слободчиков В.И. Проблема обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания). – М., –2003.
6 Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии. – 1994. – № 1–2. – С. 59-68.
7 Иванов Д.А. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. – М., 1997.

Загрузки

Опубликован

2016-01-14

Выпуск

Раздел

История. Методология современного образования..