Экспериментальное исследование мотивации преподавателей высших учебных заведений Казахстана и экспатов в кросс-культурном аспекте

Авторы

  • O Аimaganbetova Казахский Национальный университет имени аль-Фараби http://orcid.org/0000-0003-2076-4422
  • Zh Bimagambetova Казахский Национальный университет имени аль-Фараби
  • E Adilova Казахский Национальный университет имени аль-Фараби http://orcid.org/0000-0001-7242-5225
  • Zh Sеitnur Казахский Национальный университет имени аль-Фараби
  • L Baimoldina Казахский Национальный университет имени аль-Фараби
  • S Zhantikeyev Университет Астана-Туран

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2020.v62.i1.08

Аннотация

Данная статья посвящена проведённому исследованию мотивации преподавателей высших учебных заведений – граждан РК и экспатов, приглашенных в высокорейтинговые высшие учебные заведения республики. При проведении исследования мы исходили из понимания, что на современном этапе развития и реформирования системы образования значительную актуальность приобретает проблема изучения и формирования профессиональной мотивации у преподавателей, которая ранее практически не исследовалась и имеет новизну для психологопедагогической теории. Мотивация преподавателей высших школ очень специфична, так как их труд сочетает в себе преподавательскую, научно-методическую, воспитательную и организационную функции. Поэтому труд преподавателя высшей школы можно характеризовать как труд высокой сложности, что обусловливает необходимость трансформации системы стимулирования преподавательского труда и обращение изучению мотивационной сфере личности преподавателя высшего учебного заведения. Предмет исследования – мотивационная сфера личности и психологические особенности преподавателей высших учебных заведений, обусловливающие их профессиональную мотивацию. Для организации эмпирического изучения кросс-культурных особенностей профессиональной и личностной мотивации преподавателей высших учебных заведений Казахстана была разработана программа научного исследования, состоящая из нескольких этапов. Для диагностического замера были использованы 2 методики: «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман); «Методика определения удовлетворенности трудом» (А.В. Батрашев). Исследование проводилось на базе высокорейтинговых высших учебных заведений Алматы и Нур-Султан – КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Проведенное исследование показало, что профессиональная и личностная мотивации преподавателей высших учебных заведений – граждан РК и экспатов, приглашенных в высокорейтинговые высшие учебные заведения, имеет кросс-культурные особенности. Ключевые слова: мотивация, преподаватели, экспаты, высшие учебные заведения, кросскультурный аспект, диагностика и др.

Загрузки

Опубликован

2020-04-15

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования