Развитие креативности студентов в образовательной среде вуза. Жоғары оқу орындарының білім беру ортасында студенттердің креативтілігін дамыту.

Авторы

  • A. K. Mynbayeva. Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • N. R. Galimova. Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Ключевые слова:

креативность, творчество, творческие способности, креативная образовательная среда., креативтілік, шығармашылық, шығармашылық қабілеттіліктер, креативті білім беру ортасы,

Аннотация

В статье продемонстрирована часть результатов первого этапа исследования по гранту №1763/ ГФ4 «Развитие креативности и творческих способностей студентов как фактор повышения интеллектуального потенциала Казахстана» МОН РК. Рассмотрены понятия «креативность», «творчество», «творческие способности», «образовательная среда вуза». Сравнены понятия «креативность» и «творчество», систематизированы теоретические основы развития креативности в виде схемы,
включающей фазы развития креативности, этапы становления, подходы к изучению,
внешние и внутренние факторы, влияющие на креативность личности. Спроектирована модель развития креативности студентов в образовательной среде вуза. Модель состоит из цели и задач, принципов развития креативности, содержания
и методов, программы развития кравтиности студентов, результата. Приведены результаты опытно-педагогической работы по апробации модели и программы развития креативности, в котором приняло участие 40 студентов педагогических специальностей КазНУ им. аль-Фараби.

Мақалада ҚР БжҒМ №1763/ ГФ4 «Қазақстанның интеллектуалды әлеуетін арттыру факторы ретінде студенттердің шығармашылық қабілеттіліктері мен креативтіліктерін
дамыту» атты гранттық зерттеудің бірінші кезеңінің кейбір нәтижелері көрсетіледі.
«Креативтілік»,» «шығармашылық», «шығармашылық қабілеттіліктер», «жоғары оқу орындарының білім беру ортасы» ұғымдарының түсініктері қарастырылады. «Креативтілік» және «шығармашылық» ұғымдары салыстырылады, креативтілікті дамытудың теориялық негіздеріне қатысты креативтілікті дамыту фазалары, қалыптасу
кезеңдері, оқыту тұрғылары және тұлғаның креативтілігіне ықпал ететін ішкі және сыртқы факторлар кестелер түрінде жүйеленеді. Жоғары оқу орындарының білім беру
ортасында студенттердің креативтілігін дамытудың моделі жобаланады. Модель мақсат, міндеттерден, креативтілікті дамыту ұстанымдарынан, мазмұн мен әдістерден, студенттердің креативтілігін дамыту бағдарламасынан және алынған нәтижелерден тұрады. Креативтілікті дамыту моделі мен бағдарламасын байқаудан өткізу бойынша
әл-Фараби атындағы ҚазҰУ педагогикалық мамандықтарынан 40 студент қатысқан тәжірибелік-педагогикалық жұмыстың нәтижелері беріледі.

Библиографические ссылки

1 Керженцевa А.В. Формированиие креативности учителя как условие реализации новых обазовательных стандартов // Творческая педагогика.– 2011. – №1 (46).
2 Дубина И.Н. Субъектно-личностные и социокультурные аспекты творчества: опыт контекстуального и терминологического различения // Поволжский журнал по философии и социальным наукам.– Самара, 2000. – № 7.
3 Коломниец Е.Ф. Креативность как фактор выбора стратегии самореализации личности:дис.канд.псих.наук. – СПб.: С-Петерб. гос.ун-т, 2010. – 219 с.
4 Михайлова Н.А., Фищук Е.Б. Креативность как личностная способность будущего учителя к творчеству // Вестник КазНПУ. Серия «Психология». – № 1(10) . – 2007.
5 Оспанова Б.А. Педагогические основы формирования креативности будущих специалистов системе университетского
образования:дис.д.п.н. – Туркестан, 2006. – 288 с.
6 Швайковский А.С. Педагогические условия развития креативного потенциала студентов на основе инновационных образовательных технологий. дис. канд. пед. наук. – Шымкент,
2009. – С. 144.
7 Сыдыкова Р.Ш. Теория и практика развития креативности будущих педагогов-музыкантов в системе высшего образования:дис. док.пед.наук.– Туркестан, 2010. – 347 с.
8 Большой энциклопедический словарь.– М.: Советская энциклопедия, 1993. – 1628 с.
9 Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
10 Шахгулари В.В. Управление творческой деятельностью учащихся в современной школе.– Алматы: Қазақ университеті, 2010. – 151 с.
11 Пирожкова О.Б. Развитие творческого потенциала учителей в условиях инновационных школ. Дис. – Астана, 2009.
12 Субочева М.Л. Управление развитием творческого потенциала личности учащегося: дис. канд. пед. наук. МПГУ. –
М., 2002. – 208 с.
13 Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании: дис. канд. филос. наук. КазНУ им. аль-Фараби. – Алма-Ата, 1993. – 128 с.
14 Большаков А.В.Проблема определения творчества // Аналитика культурологии. Выпуск № 8 / 2007. 2 с. Электронный ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-tvorchestva. Дата доступа:15.05.2015
15 Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань: Изд-во Казанского
университета, 1996. – 568 с.
16 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.–М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
17 Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника // Журнал «Завуч начальной школы ». – 2001. – №2.
18 Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб: Питер, 2014.
19 Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.– СПб: Питер, 2012.
20 Яковлева Н.М. Теория и практика педагогическогo творчества.– Челябинск:Челябинский государственный университет,1987. – 120 с.

Загрузки

Опубликован

2016-05-04

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)