Принципы проектирования академических стратегий вузов как инструментов образовательной политики. Жоғары оқу орындарының академиялық стратегияларын жобалау ұстанымдары білім беру саясатының құралы ретінде.

Авторы

  • A. K. Mynbayeva. Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  • N. Anarbek. Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Ключевые слова:

образовательные стратегии, академические стратегии, образовательная политика, мегатенденции развития образования, проектирование образовательной политики вуза, білім беру стратегиялары, академиялық стратегиялар, білім беру саясаты,

Аннотация

В статье определены принципы проектирования академических стратегий вузов, дана их общая характеристика рассмотрены принципы исследовательского, интеллектуального, инновационного университетов. Акцентируем внимание на сетевой структуре построения управления в инновационном или предпринимательском университете. Рассмотрена меритократическая теория образования. Определен технологический уровень проектирования академических
стратегий – принципы последовательности, вариативности, комплексности проектирования, а также применения единых норм проектирования. Они выведены из инновационного менеджмента. Дополнительно включены принципы системного
проектирования: практическая полезность, единство составных частей, изменяемость
во времени. Цель такого  проектирования – соотвествие мегатенденциям развития современного образования и принципам образовательной политики государства и вуза.

Жоғары оқу орындарының академиялық стратегияларын жобалау ұстанымдары анықталған, олардың жалпы сипаттамасы берілген және зерттеу, интеллектуалдық, инновациялық университеттерінің ұстанымдары қарастырылған. Инновациялық немесе кәсіпкерлік университетте басқаруды желілік құрылымда құруға назар аударамыз. Білім берудің меритократиялық теориясы қарастырылады. Академиялық стратегияларды жобалаудың технологиялық деңгейі – бірізділік ұстанымы, вариативтілігі, жобалау кешенділігі, сонымен қатар жобалаудың бірыңғай нормаларын қолдану анықталған. Олар инновациялық менеджменттен алынған. Қосымша жүйелі
жобалау ұстанымдары: парактикалық тиімділігі, құрамдас бөліктерінің бірлігі, уақытқа орай өзгеруі көрсетілген. Мұндай жобалаудың мақсаты – қазіргі білім беруді дамытудың мегаүрдістеріне және мемлекет пен жоғары оқу орындарының білім беру саясатының ұстанымдарына сәйкестілік болып табылады.

Библиографические ссылки

1 Днепров Э.Д. Образование и политика.В 2 т. – Т. 2. – М., 2006. – 520 с.
2 Нурмагамбетов А.А. Образовательная политика Республики
Казахстан в контексте трансформации системы высшего образования– Алматы:Қазақ университеті,2002. – 367с.
3 Нуртазина Р.А. Образовательная политика Республики Казахстан в условиях глобализации:дисс. … докт.полит. наук.
по специальности 230002. – Алматы, 2005. – 277с.
4 Кусаинов А.К., Булатбаева А.А. Образовательная политика: сравнительный анализ:монография.– Алматы:Изд-во «ROND&A», 2009. – 116 с.
5 Образовательная политика:теории,концепции,тенденции и стратегии развития:монография / Мынбаева А.К., Таубаева Ш.Т., Булатбаева А.А., Анарбек Н. – Алматы:Қазақ университеті, 2014. – 227 с.
6 Шукшунов В.Е. Анализ состояния и пути развития высшего образования в России и странах СНГ // Развитие образования и науки на пороге XXI века.– М.: Издательство МГГУ, 1996. – №3. – 168 с.
7 Розанова Н., Савицкая Е. Вузы в ХХI веке: вызов со стороны исследовательской работы // Вопросы экономики.–2008. –№7. – С. 118-128
8 Ньюман Дж. Христианство и научные изыскания // Отечественные записки.– 2003. – №6. http://magazines.russ.ru/
oz/2003/6/2004_1_11.html Дата доступа 23.12.2009 г.
9 Захаров И., Ляхович Е. Джон Ньюман и его модель идеального университета // AlmaMater. – 1993. – №1. – С. 36-45.
10 Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели,
ориентации.– Ижевск, 1992. – 236 с
11 Грудзинский, А. О. Социальный механизм управления инновационным университетом:автореф. … д.социол.н. 22.00.08 – Нижний Новгород,2005.
12 Оксфордский университет и его место в экономике Соединенного Королевства // http://www.ipr.inage.r/rbf/projects/2-4.ru.html – Дата доступа– 15.12.2009
13 Гаевская Е.Г., Левченко Е.Н. Некоторые аспекты проблемы
интеграции Казахстана в международное образовательное
пространство // http://www.elenag.freenet.kz/downloa /publication_2_2.doc – дата доступа 15.12.2009
14 Принципы проектирования ИС в экономике // http://bourabai.kz/is/princip.htm Дата доступа– 30.09.2014

Загрузки

Опубликован

2016-05-01

Выпуск

Раздел

Сравнительное образование

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)